Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 НАСТУПИВШИЙ 2024 год ОБЪЯВЛЕН В РОССИИ ГОДОМ СЕМЬИ!

 

В план Года семьи будут включены мероприятия, направленные на улучшение здоровья детей и молодого населения, поддержку здоровья российских семей, совершенствование системы, связанной с образованием и с соцобеспечением, популяризацию госполитики в плане защиты семьи, пропаганду и сохранение традиционных семейных ценностей.

Семейные праздники:

15 мая — Международный день семьи (учреждён Генеральной Ассамблеей ООН 20 сентября 1993 года).

10 апреля — День брата и сестры.

25 апреля — День дочерей.

Третье воскресенье октября — День отца.

8 июля — День семьи, любви и верности.

1 октября — День пожилого человека.

Последнее воскресенье ноября — День матери.

22 ноября — День сыновей.

22 декабря — Всероссийский праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь».

 

Навыки личной гигиены: чистка зубов.

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте. Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.

В то же время у многих античных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.

Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка - купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать.

Хорошо, если ребенок мог понаблюдать как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.

Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту. Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако, здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.

Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.

Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено. Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.

Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

  1. 1. Включить воду
  2. 2. Открыть пасту
  3. 3. Взять зубную щетку и смочить ее
  4. 4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
  5. 5. Почистить зубы слева
  6. 6. Почистить зубы справа
  7. 7. Почистить зубы спереди
  8. 8. Положить щетку
  9. 9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
  10. 10. Поставить стакан на место
  11. 11. Вымыть щетку и поставить в стакан
  12. 12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
  13. 13. Умыться
  14. 14. Закрыть кран
  15. 15. Вытереть лицо и руки
  16. 16. Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу несмотря на сохранившиеся трудности поведения.

 Туалет

О трудностях, связанных с туалетом или горшком, многие родители неохотно сообщают специалистам, стесняются, а между тем проблемы здесь встречаются часто и очень сильно осложняют жизнь семьи.

Нередко аутичный ребенок отказывается пользоваться горшком, причем часто это связано со страхом. Возможно, однажды горшок оказался холодным или слишком яркой расцветки, или у него возникли болевые ощущения из-за запоров. Склонному к фиксации на отрицательных переживаниях аутичному ребенку одного неприятного ощущения может быть достаточно, чтобы вся ситуация приобрела пугающий, неприятный характер.

Очень важно постараться понять, в чем причина отрицательного отношения, а затем - создать максимально возможный комфорт, в том числе и эмоциональный, найти значимое для ребенка подкрепление успеха. Решается эта проблема очень индивидуально. Кому-то важно согреть горшок, другому подложить удобное сиденье, одного достаточно ласково потрепать по плечику и похвалить, а другому за успешный результат необходима шоколадка. Один мальчик, как оказалось, боялся мочевой струи и его пришлось долго приучать в игровой ситуации к струйке из носика чайника, из водопроводного крана. Может быть необходимо побыть рядом с сидящим на горшке ребенком, посмотреть вместе его любимую книжку или игрушку.

Некоторые дети привыкают только к своему горшку и отказываются пользоваться другими удобствами, что усложняет любую поездку для родителей, т.к. везде приходится брать с собой горшок. Надо сказать, что эта "привязанность", также, как и многие другие проявления стереотипности, со временем ослабевает по мере расширения интересов ребенка, развития игры и усложнения его контактов с миром. В то же время стоит периодически ненавязчиво предлагать ребенку воспользоваться другим горшком или унитазом, убирать его собственный горшок на видимое, но менее доступное место, чтобы ребенок мог достать его лишь с некоторым усилием.

Сначала бывает важно составить примерный график, когда Ваш ребенок обычно хочет в туалет. В это время имеет смысл чаще высаживать его на горшок, чтобы "подловить момент".

Другая проблема - научить ребенка проситься на горшок или пользоваться им самостоятельно. Если он уже спокойно пользуется им с Вашей помощью, стоит постепенно уменьшать свое участие. При наблюдении определенных сигналов, которые подаются ребенком, или в обычное для этого время, можно отсылать ребенка к горшку самого или, уточнив: "хочешь в туалет?", молча направить его в нужное место и его руками снять штанишки. Если ребенок сам воспользовался горшком, не забудьте о награде.

Горшок желательно ставить в одном и том же месте, лучше всего в туалете или, если есть страх туалета - рядом. В этом случае ребенку может оказаться легче начать пользоваться горшком самому или пересесть на унитаз. Мама двухлетнего аутичного мальчика В. рассказывает: "Использование унитаза у нас откладывалось довольно долго. Я сажала В. всегда в туалете и старалась усадить его на унитаз. Но бабушка В. с трудом ходит и поэтому она высаживала В. на горшок там, где ей было удобно. В результате В. долго не мог начать пользоваться туалетом сам".

Девочка Т. 4-х лет научилась пользоваться горшком "по-маленькому", но отказывалась ходить "по-большому" - делала только в штаны или на ковер. Во время обсуждения ситуации родители вспомнили, что каждый раз после "аварии" Т. подмывали в ванной, что доставляло ей большое удовольствие. Решили вместо мытья использовать мокрую салфетку. В то же время за любое использование горшка Т. всякий раз очень хвалили. Вскоре произошел случай, когда бабушка после какой-то провинности Т. начала ее ругать, и Т. пошла и сделала на горшок "по-большому". Таким образом, впервые представилась возможность наградить Т. за "большой успех" и постепенно проблема исчезла.

Тот же мальчик В., уже начав пользоваться туалетом дома, длительное время отказывался ходить в уборную на занятиях: начинал кричать и упираться. Пронаблюдав однажды подобное поведение в доме у бабушки, мама связала этот страх с отсутствующим сиденьем на унитазе и мусором внутри. Действительно, впоследствии удалось ослабить этот страх, устранив причины.

Если у ребенка не сформировались навыки опрятности до 5-ти лет, лучше приучать его уже не к горшку, а к унитазу. Мальчиков желательно сразу приучать писать стоя, иначе потом будет труднее переучивать сложившийся навык.

Нередко дети, научившиеся пользоваться туалетом, победившие свой страх спускаемой воды, черной дыры и т.п. переживают период повышенного интереса к унитазу, сливному бачку, лезут в воду руками, бесконечно включают слив. Хочется ободрить родителей, что обычно это временные трудности. Не стоит силой или окриком оттягивать ребенка от привлекательного объекта, чаще всего это усиливает притягательность. Лучше, по возможности, удовлетворить его потребность в этих ощущениях -ведь они чаще всего подтверждают победу ребенку над былым страхом. Однако, когда, например, выше упоминаемая девочка Т. пыталась обмакнуть руку в унитазе и потом облизать, взрослый резко перехватывал ее руку и не предоставлял возможности дотронуться до воды, либо переключая ее внимание на необходимость одеться, либо уводя в ванную мыть руки. В данном контексте хочется обратить ваше внимание на значение ритуала, который организует поведение ребенка: сходить в туалет, спустить воду, помыть руки и т.д.

Некоторые дети получают удовольствие, поедая свой кал и размазывая его по стенам. Следует отметить, что за подобным "развлечением" можно застать многих маленьких детей, однако, у некоторых аутичных ребят эта привычка задерживается надолго. Поймав своего ребенка за таким занятием, следует избегать бурных эмоций, но решительно умыть его. Если ребенок размазал кал по полу или стенам (или сделал кучу на полу), не убирайте грязь сами: важно, чтобы это сделал ребенок сам или с вашей помощью. При этом лучше, если уборка происходит молча, без комментариев, положительных или отрицательных. В случае с одним мальчиком, мама заметила, что такая уборка ему даже нравится; обычно, это знак, что ребенку не хватает эмоционального контакта и переживаний и совместная уборка стала для него способом привлечь мамино внимание. Подобная проблема может уйти, если наполнять эмоциональным смыслом другие повседневные ситуации, давать аутичному ребенку побольше разнообразных отпущений и переживаний в игре и своих комментариях.

 Еда

Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает возможно подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

Девочка Л. пила только клюквенный морс и воду, отказываясь от любой другой жидкости. Однако, в какой-то момент родители обратили внимание на стремление Л. попробовать жидкость красного цвета. Оказалось возможным давать другие виды сока красного цвета, и таким образом немного расширить рацион.

В некоторых случаях аутичный ребенок распознает присутствие нежелаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание. Например, если ребенок не ест молочных продуктов и фруктов, но пьет фруктовый морс, то в первую очередь, желательно добавить в его рацион что-нибудь молочное, а на остальном временно не акцентировать внимание.

Сначала ребенка поощряют любимым лакомством всякий раз, когда он съедает совсем чуть-чуть новой пищи, даже просто оближет ложку. Одну девочку, которая очень любила картофельные чипсы, научили пить кефир следующим образом. При виде чипсов она открывала рот и в этот момент удавалось дать ей ложку кефира и почти одновременно - кусочек чипса. Хотя во время первых попыток она сначала кричала и стремилась выплюнуть кефир, но уже через несколько ложек начала проглатывать. Постепенно стало возможным давать чипсы уже через 2-3 ложки, а затем обходиться уже без них.

Интересно, что та же девочка невзирая на предлагаемые чипсы наотрез отказалась есть творог. Протест в этом случае выражался сильнее, при виде ложки с творогом она мгновенно стискивала зубы и даже лишение обещанных чипсов не влияла на ее решимость. Заставить ребенка есть в подобной ситуации бывает чаще всего невозможно. Поэтому, научив ребенка, как в вышеприведенном примере, есть кефир и йогурт, можно не настаивать еще на одном дополнительном молочном продукте.

Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес.

Иногда успешной попытке ребенка побробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, "чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке", пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: "ах, какая клубника сладкая и сочная". Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане. Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу. Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка удается расширить.

Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок -правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку. Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Мальчик И., 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц - полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и няня), чтобы он ел сам: сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, - полная самостоятельность.

Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов. Перед ними стоит задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.

Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.

Умение аккуратно есть и сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию аутичного ребенка, его участие в жизни семьи и сверстников.

Одежда

 С одеждой в семье аутичного ребенка связано множество проблем. Некоторые дети стараются снять с себя все при первой удобной возможности и дома предпочитают бегать голыми. Другие проявляют крайнюю стереотипность в выборе одежды, из-за чего переход от летнего костюма к зимнему, и наоборот, сопряжен с огромными трудностями и бурным протестом. Различные неудобства в одежде вроде узких воротов, крючков на штанах, тесных петель, тугих кнопок, разъезжающихся молний и т.п. превращают эпизоды переодеваний в мучительную пытку и для ребенка, и для родителей.

Некоторые из вышеперечисленных проблем связаны со сверхчувствительностью аутичного ребенка к прикосновению, тепловым ощущениям и другим телесным раздражителям, о чем ранее уже упоминалось. Вполне комфортный для других людей свитер может показаться ему нестерпимо колючим, рубашка -тесной и мешающей движениям, колготки - жаркими. Эти повышенные требования приходится учитывать родителям аутичных детей. Необходимо, чтобы резинка в штанах не жала, ткань была легкой, без жестких, внутренних швов. В то же время, если ребенок уже привык ходить голым, то даже к удобной одежде он может не сразу привыкнуть. Важно эмоционально обыграть предлагаемую ему одежду: прикрепить на рубашку картинку с любимым героем мультфильма, рассказать, как удобно всюду лазить в этих замечательных, красивых штанах, или похвалить сапоги за то, что в них можно так громко хлюпать по грязи и по лужам. Можно поделиться вечером с пришедшим с работы папой или бабушкой, "какой у нас Сережа сегодня красивый ходил". Предметы одежды могут постепенно превратиться в "любимую, родную рубашечку, уютный свитер для путешествий и т.п.".

С детьми, стереотипными в одежде, бывает важно заранее начать обсуждать, что "скоро наступит весна, снег растает, станет тепло, люди снимут шапки, шубы, достанут из шкафа легкие куртки, поможешь найти мне папину весеннюю куртку, а то ему тяжело скоро будет в теплом пальто бегать; а вон и твоя весенняя курточка висит, пока не будем доставать, потом достанем?" Можно вместе порисовать как все по-весеннему будут одеты, и что будут делать. Можно наметить, когда весна "сообщит нам", что пора менять куртку, а потом шапку, а потом сапоги. Скорее всего протест ребенка после такой "подготовки" станет слабее, и более формальным, "по привычке".

Источник: «г. Москва. Методические рекомендации по обучению социально – бытовым навыкам аутичных детей»

Copyright © 2018 МБДОУ Детский сад "Умка"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru